Результаты мониторинга

В рамках мониторинга эффективности реализации мероприятия «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» была проведена экспертиза моделей систем управления качеством образования, используемых в регионах.

Формирование экспертной группы проводилось с учетом таких требований, как:

  • наличие профессионального экспертного опыта – не менее 2-х лет участия в мониторинговых исследованиях;
  • наличие стажа работы в сфере педагогического образования;
  • наличие ученой степени и ученого звания;
  • должность;
  • наличие публикаций по тематике предлагаемого мониторинга.

В результате преимущество было отдано специалистам – авторам педагогических новаций, специалистам-практикам, имеющим опыт реализации моделей, направленных на повышение эффективности реализации мероприятия «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам».

Источниками проведения экспертизы являлись:

  • описание модели;
  • описание апробации модели и результаты апробации;
  • динамика изменения ключевых показателей Федеральной целевой программы развития образования, на достижение которых направлена модель;
  • проблемы, возникшие при реализации модели и пути решения возникших проблем.

Все необходимые источники по каждой модели были переданы экспертам для проведения экспертизы и формирования экспертных заключений об эффективности реализации модели в рамках выполнения мероприятия согласно разработанным критериям.

Критерии оценки

Для оценки эффективности моделей, используемых в субъектах Российской Федерации для достижения запланированных значений целевых показателей, использовались следующие критерии:

Критерий 1 – функциональность типовой модели, разработанной регионом;

Критерий 2 – универсальность модели: возможность использования на разных уровнях образования;

Критерий 3 – уровень распространения модели в образовательных учреждениях региона;

Критерий 4 – перспективы использования типовой модели всеми образовательными учреждениями региона;

Критерий 5 – эффективность модели в части обеспечения достижения запланированных значений целевых показателей Федеральной целевой программы развития образования в субъекте Российской Федерации.

Критерии экспертизы и оценки результативности проектов являются универсальными для всех моделей, используемых в регионах или разработанных на базе 32 стажировочных площадок.

Направления экспертизы моделей систем управления качеством образования

Экспертиза моделей систем управления качеством образования проводилась по следующим направлениям:

  • создание и внедрению компонентов системы управления качеством образования в части контроля, надзора и оценки качества образования,
  • создание системы управления качеством образования с учетом процессов обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
  • создание системы управления качеством дошкольного и общего образования в части управления качеством образования детей с особыми образовательными потребностями,
  • переход к оказанию государственных услуг в сфере образования в электронном виде.

Направление «Создание и внедрению компонентов системы управления качеством образования в части контроля, надзора и оценки качества образования»

В рамках направления «создание и внедрение компонентов системы управления качеством образования в части контроля, надзора и оценки качества образования» было проанализировано наибольшее количество проектов, среди которых были выделены проекты, обладающие практической ценностью и достаточно высокой эффективностью.

Среди проектов автоматизированного внутришкольного мониторинга качества обучения следует выделить автоматизированную универсальную тестовую систему диагностики качества образования «ДиКобраз».



Данная тестовая система обеспечивает:

  • использование единого компьютерного банка тестовых заданий различных областей знаний, его актуализацию и оптимизацию;
  • возможность классификации каждого тестового задания компьютерного банка по содержанию проверяемого элемента, проверяемых умений, сложности по сквозному предметному классификатору тестовых заданий по ступеням обучения (от начальной школы до вуза);
  • автоматизированное формирование запускаемого теста по заданной структуре в соответствии с его планом методом случайной выборки тестовых заданий из компьютерного банка, что обеспечивает высокую вариативность и однотипность тестов;
  • проведение компьютерного тестирования на школьном компьютере посредством сети Интернет с идентификацией тестируемого;
  • независимость процедуры тестового контроля;
  • автоматическое формирование результатов тестирования;
  • автоматическое формирование аналитических отчётов по группе тестируемых, (в том числе сводных данных по региону), аналитических результатов решаемости тестовых заданий по каждому заданию теста, содержанию каждого проверяемого элемента, проверяемым умениям и сложности тестовых заданий;
  • доступ к персональной странице образовательного учреждения с результатами тестирования.

В зависимости от содержания и специфики компьютерного банка тестовых заданий, тестовая система адаптируется под задачи и цели каждого конкретного образовательного учреждения (школы, ПТУ, учреждения дополнительного образования) и может быть использована при подготовке школьников и студентов; для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов промышленных предприятий и иных организаций.

На данный момент проект «ДиКобраз» внедрен в образовательные учреждения Ульяновской области и других субъектов Российской Федерации и применяется для:

1. Проведения независимых контрольно–оценочных процедур качества образования при инспекционном контроле образовательных учреждений учредителями и надзорными органами в сфере образования.

2. Проведения различного рода дистанционных конкурсов, олимпиад, централизованных контрольных работ.

3. Независимой диагностики качества обучения при организации внутришкольного мониторинга в образовательных учреждениях.

4. Мониторинга готовности выпускников общеобразовательных учреждений к сдаче ЕГЭ и ГИА.

Производительность системы, по мнению экспертов достаточна для решения задач контроля качества образования в внутришкольном пространстве.

Положительным примером среди проектов, связанных с созданием и внедрение системы управления качеством образования, являются социальные образовательные сети.

Например, основная цель образовательного проекта «Дневник.ру» – формирование уникальной электронной среды для учителей, учеников и их родителей.



Основными функциями проекта являются:

  • реализация многоэлементной информационной среды получения и передачи и информации;
  • организация внутрисетевого и межведомственного взаимодействия субъектов образовательного пространства региона;
  • предоставление родителям информации о текущей успеваемости обучающихся.

Дневник.ру совмещает в себе модули:

  • Расписание уроков
  • Электронный журнал
  • Электронный дневник
  • Домашние задания
  • Школьный сайт.

Базовый функционал Дневника бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.

Эффективность данного инструмента подтверждена в школах Кабардино-Балкарской Республики, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Тамбовская, Тюменской, Челябинской, Воронежской областей, Забайкальского края, Республики Мари-Эл и других.

В ряде регионов внедрена информационная система для современной школы NetSchool, которая сочетает в себе:

  • функции электронного журнала и электронного дневника, апробированные с 2002 года;
  • проработанную аналитическую отчётность (более 40 автоматически формируемых отчётов для администрации школы, завучей, классных руководителей, учителей, учащихся, родителей);
  • интеграцию с другими программами (системами тестирования, учебными курсами, программами составления расписания, системами контроля доступа и др.);
  • sms-сервис для родителей (не только sms-рассылки от классного руководителя, но и возможность для родителя получать информацию о своём ребёнке по sms-запросу).


NetSchool достаточно установить только на одном компьютере – сервере, а работать в системе можно с любого компьютера, включённого в локальную сеть школы. На компьютерах пользователей не требуется устанавливать специальных программ, нужна лишь стандартная программа-браузер.

Данный проект апробирован и успешно используется в Москве, Казани, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, в Челябинской, Кемеровской областях, Чувашии и Красноярском крае.

Помимо комплексных проектов, в образовательных учреждениях широко используется отдельные системы электронных журналов.

Наиболее популярными системами электронных журналов являются:

  • Классный Журнал компании АВЕРС;
  • Электронный классный журнал «NetSchool»;
  • электронный журнал «ЭлЖур»;
  • Школьный электронный журнал компании «КлассИнфо» и другие.


Для всех электронных журналов характерны следующие функциональные возможности:

  • учет успеваемости, посещаемости;
  • ведение типов работ;
  • раздельная работа с Контрольными и Домашними работами, включая журнал домашних работ;
  • замечания и комментарии ученикам;
  • календарно-тематическое планирование с автоподстановкой;
  • домашние задания;
  • личное расписание учителя;
  • расчет средней оценки и взвешенный расчет итоговых оценок ученика;
  • индивидуальные отчеты по ученикам.

Наиболее широко распространено использование электронного классного журнала «NetSchool» (в Татарстане, Челябинской области, Чувашской Республике, Кемеровской области, Красноярском крае и других регионах), электронного журнала «КлассИнфо» – в Санкт-Петербурге, Калужской области, Ханты-Мансийском автономном округе и еще в 20 регионах), Классного Журнала АВЕРС – в Псковской, Ленинградский, Воронежской, Курской, Кировской областях.

Широкомасштабной комплексной автоматизированной информационной системой является АИС «Сетевой Город. Образование», объединяющая в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образованием в пределах города, сельского или городского района (округа), тем самым формируется единое информационное образовательное пространство муниципального образования.



Основными функциями данного проекта являются:

Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение.

Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости.

Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.

В системе реализованы электронные классные журналы, электронные дневники учащихся, автоматические отчеты об итогах успеваемости для родителей, учащихся, учителей и администрации образовательного учреждения, автоматические отчеты для муниципального и краевого уровня управления образованием.

Система имеет модули для организации и поддержки элементов дистанционного образования: учебные курсы, тестовая система, индивидуальный и проектный портфолио, каталог ресурсов. Имеются модули коммуникации: общесистемная почта и внутренний форум учреждения, доска объявления, SMS-рассылка. Реализованы системы расписания занятий и мероприятий.

Система Сетевой Город. Образование успешно внедрена как основа муниципальной образовательной сети в 191 муниципалитете РФ (все школы этих муниципалитетов работают в системе). в том числе – в 8 областных центрах, а также в городах Ханты-Мансийского автономного округа, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Челябинской, Амурской, Волгоградской, Томской, Тюменской областей, городах Республики Коми, Краснодарского края, Приморского края.

Направление «Создание системы управления качеством образования с учетом процессов обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Основная цель внедрения проектов направления «Создание системы управления качеством образования, с учетом процессов обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности» – это обучение по программам подготовки и повышения квалификации, направленным на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Среди проектов данного направления особого внимания заслуживают следующие проекты:

  • Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области
  • региональный обучающий центр энергетической эффективности Кемеровской области
  • «Центр Энергоресурсосбережения» Иркутской области
  • Региональный Центр повышения квалификации и энергосбережения «Амурэнергосервис» Амурской области
  • «Центр энергоэффективности и энергосбережения» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления
  • Центр энергосбережения ОАО «Петербургская сбытовая компания» г.Санкт-Петербурга.

Основными направлениями проектов является повышение профессионального уровня специалистов образования, ответственных за энергосбережение и повышение энергоэффективности и обучение школьников основам энергосбережения.

Среди проектов по повышению квалификации специалистов образования экспертами выделен «Центр энергоэффективности и энергосбережения», который функционирует в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления.



В данном центре проводят научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, послевузовское профессиональное образование, обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование.

Эксперты установили высокий уровень функциональности данного проекта исходя из деятельности центра – проведение исследований и внедрение наработок в образовательные программы.

Также отмечена высокая производительность данного решения в направлении повышения квалификации научно-педагогических работников и ответственных за энергосбережение.

В рамках обучения школьников основам энергосбережения на базе Центра энергосбережения компании «Петербургская сбытовая компания» проводятся бесплатные занятия по энергосбережению с учащимися школ, руководителями бюджетных учреждений, семинары, круглые столы по вопросам энергоэффективности, обучение специалистов, ответственных за электрохозяйство.



На уроках показывают обучающий фильм об энергосбережении, рассказывают о существующих видах электрических лампочек и принципах их работы, классах энергоэффективности бытовой техники, особенностях различных приборов учета электроэнергии, энергосберегающих технологиях, а также о том, как экономить электричество в домашних условиях.

Направление «Создание системы управления качеством дошкольного и общего образования в части управления качеством образования детей с особыми образовательными потребностями»

В рамках направления «Создание системы управления качеством дошкольного и общего образования в части управления качеством образования детей с особыми образовательными потребностями» особого внимания заслуживают следующие проекты.

Национальный проект «Телешкола» — это дистанционная школа, реализующая в 65 регионах Российской Федерации проекты в области образования в системе основного и дополнительного образования, а именно:

  • дистанционное обучение по программам начальной и средней школы;
  • подготовка к ГИА и к ЕГЭ;
  • внедрение и поддержка активного использования дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
  • дистанционное обучение детей с особыми образовательными потребностями;
  • повышение квалификации работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий.


Благодаря системе организации учебного процесса, разработанной и реализуемой в «Телешколе», обеспечивается доступность, качество и эффективность образования независимо от места жительства, социального статуса, национальной принадлежности и состояния здоровья потребителей образовательных услуг, оказываемых посредством технологий дистанционного обучения. В «Телешколе» разработана Концепция ИКТ-насыщенной образовательной среды современной школы, осуществляющей обучение учащихся как на базовом, так и на профильном уровне.

Разработаны модели образовательных сетей, основанных на кооперации (объединении образовательных ресурсов, в том числе и педагогических в лице сетевых преподавателей и педагогов-кураторов) различных образовательных учреждений. Содержание сетевых образовательных ресурсов Интернет-школы отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Система дистанционного обучения «Телешкола» состоит из подсистем: Интернет-школа «Просвещение» и Открытый виртуальный университет повышения квалификации работников образования — Университет «Просвещение».

Интернет-школа «Просвещение» предназначена для учащихся, а Университет «Просвещение» предназначен для представителей органов управления образованием на региональном и муниципальном уровнях.

В рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов», который реализуется Департаментом образования города Москвы, функционирует проект «i-Школа» – школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов.



Школа предлагает учащимся более 100 курсов по различным предметным направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому. В каждом направлении есть курсы, построенные по программам общеобразовательной школы, а также курсы творческие, проектные, для абитуриентов и для желающих получить предпрофессиональную подготовку.

По окончании обучения учащимся выдаются аттестаты государственного образца.

Задачами данного проекта является повышение мотивации учащихся, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, за счет организации творческих, исследовательских, практико-ориентированных курсов, а также создание среды общения, социализации и профессионального развития.

В настоящее время школы дистанционной поддержки образования детей-инвалидов функционируют во всех субъектах Российской Федерации.

Экспертами были отмечены и региональные проекты по созданию систем управления качеством дошкольного и общего образования в части управления качеством образования детей с особыми образовательными потребностями.

Так, в Тамбовской области для дистанционного обучения школьников, в том числе детей-инвалидов, разработана и используется модель «Обучение учащихся с использованием Интернет-технологий». Разработчиком модели является управление образования и науки Тамбовской области совместно с Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования.

Основными функциями модели являются:

  • предоставление доступа к сетевым образовательным ресурсам, обеспечивающим современный учебный процесс в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся;
  • обеспечение нормативно-правового, организационно-технического, методического сопровождения участников образовательного процесса: учащихся, сетевых преподавателей, тьюторов и администрации образовательных учреждений;
  • обеспечение электронного автоматизированного мониторинга эффективности учебной деятельности;
  • обеспечение коммуникативного взаимодействия всех участников дистанционного образовательного процесса.

Использование модели предполагает:

  • преодоление «Цифрового разрыва» в доступе к сетевым образовательным ресурсам, разработанным лучшими учителями и ведущими учёными страны;
  • наличие организационно-технического сопровождения, методического обеспечения проекта, информационно-консультационной поддержки его участников;
  • использование сетевого ресурса «Телешкола» обучающимися и педагогами;
  • расширение объёма образовательных услуг, предоставляемых обучающимся в соответствии с их образовательными потребностями;
  • реализация индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов без привлечения к работе дополнительных педагогических кадров;
  • предоставление обучающимся возможности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность через выбор темпа и ритма занятий, адекватного их психолого-педагогическим особенностям.

Данная региональная модель является универсальной для всех общеобразовательных учреждений региона, многофункциональной и эффективной с позиции соотношения имеющихся преимуществ и недостатков.

В Новосибирской области с начала 2010 года реализуется проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области».



В рамках проекта предусмотрено:

  • обеспечение детей-инвалидов комплектами компьютерного и цифрового учебного оборудования, оргтехники, программного обеспечения, адаптированных с учетом специфики нарушений здоровья детей;
  • подключение рабочих мест учащихся по широкополосным каналам доступа к сети Интернет;
  • последующее техническое обслуживание оборудования и оплату трафика за использование образовательных ресурсов;
  • информационно-методическую поддержку, включающую проведение обучения детей и их родителей основам работы с учебным оборудованием, разработку учебно-методических материалов, организацию психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Утвержденная в Новосибирской области модель получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья предусматривает сочетание очной (надомной) и дистанционной форм обучения, которые будут совместно реализованы образовательным учреждением по месту проживания семьи ребенка и Региональным ресурсным центром дистанционного обучения «Областного центра образования».

Используя дополнительно дистанционные технологии обучения, каждый участник проекта сможет не только в полном объеме освоить образовательные программы в соответствии с государственным стандартом, но и получить дополнительное образование, учитывающее его потребности, особенности развития и творческие возможности. Совместно с другими российскими сверстниками дети-инвалиды Новосибирской области проявят свои способности в интернет-проектах и конкурсах различного уровня и направленности.

Работают с детьми в дистанционном режиме высококвалифицированные педагоги области, имеющие большой опыт педагогической деятельности и прошедшие специальное обучение по программе повышения квалификации «Использование дистанционных технологий в обучении детей с особыми возможностями здоровья».

В Ленинградской области дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями осуществляется на базе специализированного Ресурсного центра.

Дистанционное обучение является продолжением очных занятий. Слушатели переходят к самостоятельной работе с учебными материалами:

  • знакомятся с обязательной и дополнительной литературой,
  • анализируют предлагаемые учебные Интернет-курсы,
  • пишут рецензии на ученические работы,
  • участвуют в дискуссии: высказываются, слушают, интерпретируют.


Используя Интернет, слушатели находятся в постоянном контакте друг с другом и с преподавателями:

  • задают свои вопросы преподавателю и друг другу в форумах,
  • сдают выполненные работы,
  • делятся своим практическим опытом, в том числе знакомят остальных со своей методической или учебной деятельностью в Интернете, публикуя в форумах ссылки.

Преподаватели Ресурсного центра:

  • рецензируют работы,
  • отвечают на вопросы,
  • поддерживают дискуссию в форумах — побуждают слушателей высказываться и реагировать на высказывания друг друга,
  • проводят индивидуальные и коллективные консультации в режиме телеконференций,
  • публикуют дополнительные Интернет-ссылки на актуальные методические и учебные материалы.

Также в Ленинградской области имеется успешный опыт по организации программ обучения для тьюторов и родителей детей-инвалидов.



В рамках данной программы реализованы:

  • курсы повышения квалификации учителей надомного обучения;
  • преподавание дополнительных технических навыков при организации обучения с использованием дистанционными образовательными технологиями;
  • обучение родителей ребенка с особыми возможностями здоровья по использованию и активному внедрению информационных и коммуникационных технологий, оборудования, в том числе и специализированного для работы с детьми, а так же освоения технологий дистанционного обучения;
  • обучение педагогов способам организации и принципам интерактивного взаимодействия с учащимися с особыми возможностями здоровья, ведения образовательного процесса c использованием Интернета и создание условий для предоставления всем учащимся равного доступа к качественному образованию, индивидуального подбора методов и обучения;
  • мониторинг дистанционного обучения детей-инвалидов.

Направление «Переход к оказанию государственных услуг в сфере образования в электронном виде»

В рамках направления «Переход к оказанию государственных услуг в сфере образования в электронном виде» были проанализированы проекты, различные по функциональности и масштабам использования.

Наиболее популярными проектами для реализации задач данного направления на уровне региона являются автоматизированные информационные системы, созданные на базе портальных технологий, и реализующие широкий спектр задач, в том числе и оказание государственных услуг в сфере образования в электронном виде.

Успешными примерами таких систем на региональном уровня являются:

  • АИС «Образование Кемеровской области»;
  • автоматизированная система «Образование» Калининградской области
  • Портал «Образование Костромской области».
  • образовательный портал Республики Марий Эл
  • портал «Образование Урала» и многие другие.

Не смотря на разнообразие, основными функциями подобных систем являются:

  • информационная (размещение публичной информации о деятельности образовательных учреждений, органов исполнительной власти в сфере образования, оперативный обмен информацией между участниками образовательного процесса);
  • техническая (обеспечивает оптимизацию процедур сбора отчетной информации и возможность непрерывного контроля предоставляемых услуг посредством сервиса «Электронная очередь»);
  • коммуникативная (возможность коллективного обсуждения вопросов в рамках интерактивных рубрик);
  • методическая (оказание профессиональных консультационных услуг пользователям портала по вопросам образования).

В рамках реализации государственной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в субъектах широко используются рассмотренные ранее проекты «Сетевой город. Образование», «КлассИнфо», Дневник.ру, сервисы «Электронный дневник», Электронный журнал и другие проекты, которые:.

Предоставляют информацию о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение.

Предоставляют информацию о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости.

Предоставляют информацию об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.

Особую нишу занимают проекты по созданию и функционированию школьных сайтов, среди которых можно отметить проект с одноименным названием «Школьный сайт».



Основная функция данного и аналогичных проектов по созданию и сопровождению школьных сайтов – информационная (предоставление достоверной информации об образовательном учреждении потребителям образовательных услуг), которая реализуется через решение следующих задач:

  • предоставление максимума информации об образовательном учреждении посетителям;
  • предоставление актуальной информации для учеников и их родителей в короткие сроки (о планируемых мероприятиях, результатах олимпиад, экзаменов, другие срочные сообщения);
  • предоставление возможности заинтересованным посетителям задать вопросы учителям и администрации, а также получить на них ответ;
  • предоставление возможности посетителям, ученикам, родителям и учителям обсуждать и решать разные вопросы на форуме (в том числе возможность взаимопомощи учеников по непонятому учебному материалу), а также оставлять свои отзывы и пожелания в гостевой книге;
  • предоставление возможности публикации работ учеников и педагогов, заявлений администрации школы.

Сегодня в проекте участвуют Московская область, Астрахань, Татарстан, Чувашия, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Калужская область, Карелия, Красноярский край, Пермская область, Ставропольский край, Хабаровский край, Самарская область, Новосибирская область.

Данный проект является эффективным инструментом, способствующим расширению возможностей общеобразовательных учреждений открыто предоставлять информацию о своей деятельности.

Модели, тиражируемые на стажировочных площадках субъектов

По результатам экспертизы типовых моделей, тиражируемых на стажировочных площадках субъектов Российской Федерации, были выделены наиболее успешные модели, а именно:

  • модель электронного мониторинга подведомственных образовательных учреждений, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,
  • модель проверки качества подготовки обучающихся образовательных учреждений,
  • модель организации дистанционного образования детей с особыми возможностями здоровья
  • и модель предоставления муниципальных услуг в электронном виде.

Примером успешной модели электронного мониторинга подведомственных образовательных учреждений, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования является модель, реализованная в Тамбовской области. Данная модель построена на основе программного продукта «Парус – отчетность.Web».



По результатам мониторинга выстраиваются рейтинги муниципалитетов, подведомственных образовательных учреждений, к результатам которых обеспечивается открытый доступ. Ведется публичная отчетность образовательных учреждений на основе данных мониторингов.

В качестве модели проверки качества подготовки обучающихся образовательных учреждений успешной является автоматизированная информационная система “Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак».

Данная система, являясь по назначению многофункциональной тестовой средой, может быть использована для организации и проведения мониторинга качества подготовки обучающихся на уровне региона, района, образовательного учреждения. Тестирование может проводиться на всех ступенях обучения.

Использование автоматизированной информационной системы “Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак»“ позволяет:

  • создавать и пополнять единую базу тестовых материалов (создание и редактирование логических структур учебных курсов;
  • создание и редактирование тестовых заданий, закрепляемых за элементами структуры учебного курса с сохранением их в сетевой базе данных;
  • формирование различных видов тестов из созданных заданий);
  • проводить массовое компьютерные тестирования обучающихся;
  • автоматизировать сбор и проверку работ;
  • автоматизировать проведение многофакторного анализа результатов тестирования;
  • подготовить отчётные документы о результатах тестирования;
  • формировать систему методической поддержки учителей.

Примером успешной модели организации дистанционного образования детей-инвалидов является модель, реализованная также в Санкт-Петербурге. Для реализации модели разработан и поддерживается региональный портал дистанционного обучения.

Основными функциями данной модели являются:

  • предоставление доступа к сетевым образовательным ресурсам, обеспечивающим современный учебный процесс в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся;
  • разработка региональных электронных образовательных ресурсов для поддержки дистанционного обучения на начальной, средней и основных ступенях обучения и в сфере дополнительного образования детей;
  • создание и оснащение Регионального центра дистанционного обучения;
  • обеспечение нормативно-правового, организационно-технического, методического сопровождения участников образовательного процесса: учащихся, сетевых преподавателей и администрации образовательных учреждений;
  • обеспечение коммуникативного взаимодействия всех участников дистанционного образовательного процесса; обучение педагогов и родителей детей-инвалидов по вопросам использования дистанционных технологий в обучении.

Проект реализуется на основе распределенной модели: образовательные учреждения самостоятельно организуют обучение детей-инвалидов из своего контингента, используя ресурсы Регионального центра дистанционного обучения.

В регионе предполагается использовать данную модель во всех общеобразовательных учреждениях, а также распространить на другие категории учащихся.

Примером успешной модели предоставления муниципальных услуг в электронном виде является модель, построенная на использовании Единого Портала государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга, который обеспечивает единую точку доступа к информационно-справочным ресурсам для получения полной информации о государственных услугах Санкт-Петербурга и к интерактивным сервисам, реализующим технологии удаленного обслуживания населения через «Электронную приемную».

В перечень услуг в сфере образования, представленных на портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» входит:

  • аттестация педагогических работников;
  • зачисление в образовательное учреждение;
  • оформление и выдача свидетельства о результатах единого государственного экзамена (ЕГЭ);
  • порядок проведения единого государственного экзамена;
  • предоставление информации о реализации программ начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
  • предоставление информации о результатах вступительных испытаний и зачислении в среднее профессиональное образовательное учреждение;
  • предоставление информации о системе общего, высшего профессионального образования в регионе;
  • представление информации об образовательных программах и учебных планах;
  • проведение государственного выпускного экзамена для отдельных категорий обучающихся и др.