Мониторинг реализации Мероприятия «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» (1-й этап, динамика показателей ФЦПРО на 2011-2015 годы)


По результатам анализа предоставленных СП данных об эффективности реализации мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования», сформированы динамика достижения запланированных в ФЦПРО на 2013 г. показателей.

Запланированное значение показателя «Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников, %» на уровне 80% было достигнуто и превышено практически во многих регионах, кроме Республики Мордовия, Республики Саха (Якутия), Ставропольского края, Калужской области, Иркутской области, Забайкальском крае, Волгоградской области, Алтайском крае, Республике Бурятия, Рязанской области, Республике Марий Эл.

Максимальное значение показателя на уровне 99,2% достигнуто в г. Санкт-Петербург. Минимальное значение показателя на уровне 46% достигнуто в Ставропольском крае.

Динамика данного показателя представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Динамика показателя «Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников, %» в 2013 году в разрезе субъектов Российской Федерации

Сопоставление фактических значений и планового уровня (60%) по показателю «Доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста» показало положительный результат: в большинстве субъектов Российской Федерации достигнуто запланированное значение.

Максимальное значение показателя на уровне 100% достигнуто в Волгоградской и Калужской областях, Пермском крае и Ставропольском крае.

Минимальное значение показателя на уровне 37 % достигнуто в Забайкальском крае.

Динамика данного показателя представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 – Динамика показателя «Доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста» в 2013 году в разрезе субъектов Российской Федерации

Анализ достижения планируемого на уровне 30% значения показателя «Доля семей, имеющих возможность посещать досуговые мероприятия в образовательных учреждениях по месту жительства во внеучебное время, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста» показал, что только Калужская область не достигла ожидаемого результата – значение показателя для данного региона составило всего 14%.

Максимальное значение показателя на уровне 100 % достигнуто в Челябинской и Амурской областях.

Динамика данного показателя представлена на рисунке 3.


Рисунок 3 – Динамика показателя «Доля семей, имеющих возможность посещать досуговые мероприятия в образовательных учреждениях по месту жительства во внеучебное время, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста» в 2013 году в разрезе субъектов Российской Федерации

Запланированное значение показателя «Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей» в 2013 году составляет 45 %.

Перевыполнение плановых обязательств, взятых регионами, по данному показателю отмечено для следующих субъектов Российской Федерации:

  • Республика Татарстан;
  • Ставропольский край;
  • Ростовская область;
  • Ленинградская, Иркутская, Амурская, Калининградская и Рязанская области;
  • Кабардино-Балкарская Республика;
  • город Санкт-Петербург и Алтайский край.

Максимальное значение показателя на уровне 100 % достигнуто в Калининградской области.

Не достигнуто плановое значение показателя в Пермском крае, Тамбовской области, Мордовии, Якутии, Бурятии, Калужской области, Самарской и Волгоградской областях.

Минимальное значение показателя на уровне 5 % зафиксировано в Калужской области.

Динамика данного показателя представлена на рисунке 4.


Рисунок 4 – Динамика показателя «Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей» в 2013 году в разрезе субъектов Российской Федерации

Большинство регионов достигли планового значения 38% по показателю «Доля образовательных систем субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности образовательных систем субъектов Российской Федерации и муниципалитетов».

Максимальное значение показателя на уровне 100% достигнуто в Мордовии, Ставропольском крае, Челябинской, Ленинградской, Амурской, Волгоградской, Калининградской областях, Кабардино-Балкарской республике и Санкт-Петербурге.

Минимальное значение показателя на уровне 10% наблюдается в Рязанской области.

Динамика данного показателя представлена на рисунке 5.


Рисунок 5 – Динамика показателя «Доля образовательных систем субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности образовательных систем субъектов Российской Федерации и муниципалитетов» в 2013 году в разрезе субъектов Российской Федерации

Анализ результатов достижения планируемого уровня показателя «Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационные коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей» в 2013 году на отметке 54% показал, что в большей части регионов Российской Федерации значение данного показателя выше планового.

Максимальное значение показателя на уровне 99,85% достигнуто в Санкт-Петербурге.

Не достигнуты плановые значения в Пермском крае, Забайкальском крае, Волгоградской и Калининградской областях.

Минимальное значение показателя на уровне 42% достигнуто в Волгоградской области.

Динамика данного показателя представлена на рисунке 6.


Рисунок 6 – Динамика показателя «Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационные коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей» в 2013 году в разрезе субъектов Российской Федерации

В большей части регионов выпускникам 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования.

Запланированное значение данного показателя в 2013 году составляет 65%. При этом максимальное значение показателя на уровне 98,05% достигнуто в Самарской области, а минимальное значение на уровне 2% – в Калининградской области.

Динамика данного показателя представлена на рисунке 7.


Рисунок 7 – Динамика показателя «Доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях» в 2013 году в разрезе субъектов Российской Федерации

Анализируя эффективность деятельности стажировочных площадок по достижению запланированных значений целевых показателей ФЦПРО, стажировочные площадки можно разбить на следующие группы:

Группа 1 «Низкий уровень эффективности реализации мероприятия»: относятся все стажировочные площадки, для которых при оценке величина  получилась отрицательной ( < 0 ). К данной группе относятся 22% стажировочных площадок, а именно Пермский край, Калужская область, Забайкальский край и Рязанская область, а также Вологодская область.

Группа 3 «Высокий уровень эффективности реализации мероприятия»: относятся все стажировочные площадки, для которых при оценке величина  получилась положительной ( > 0 ).К данной группе относятся 78% стажировочных площадок. Среди них следует выделить г. Санкт-Петербург, Самарскую область, Челябинскую область и Республику Мордовия.

По регионам, предоставившим неполную информацию по мониторингу, группировка выглядит следующим образом:

Группа 1 «Низкий уровень эффективности реализации мероприятия»: относятся все стажировочные площадки, для которых при оценке величина  получилась отрицательной ( < 0 ). К данной группе относятся Костромская и Хабаровская области.

Группа 3 «Высокий уровень эффективности реализации мероприятия»: относятся все стажировочные площадки, для которых при оценке величина  получилась положительной ( > 0 ).К данной группе относятся Воронежская область, Кемеровская область, Красноярский край, Псковская область, Республика Карелия, Тюменская область.

Динамика среднероссийского уровня целевых показателей ФЦПРО в 2013 году представлена на рисунке 8.


Рисунок 8 – Динамика среднероссийского уровня целевых показателей ФЦПРО в 2013 году

Таким образом, наблюдаются незначительные отклонения от плана по показателям 1 и 4 (в пределах 2%) и значительное отклонение по показателю 7 (на 27%). Отклонения от плана по показателям можно объяснить тем, что мониторинг проводился в середине года и запланированные показатели будут достигнуты к концу 2013 года.

Что касается эффективности достижения запланированного уровня по таким показателям как «Доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста» и «Доля семей, имеющих возможность посещать досуговые мероприятия в образовательных учреждениях по месту жительства во внеучебное время, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста», то перевыполнение плана составляет 16 и 18% соответственно, а по показателям «Доля образовательных систем субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок» и «Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационные коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности» – 30 и 40% соответственно.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4