Программа мониторинга реализации мероприятия «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам»

Мониторинг мероприятий «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» и «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» (далее – Мониторинг) проводится посредством автоматизированного сбора данных с помощью специально разработанных форм до 15 августа 2013 года.

Формы для сбора данных можно заполнить в электронном варианте в личном кабинете, вход в который осуществляется с помощью логина/пароля.

Схема проведения мониторинга

Проведение мониторинга реализации направлений мероприятия «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.

На региональном уровне с привлечением региональных экспертов осуществляется экспертиза моделей, используемых в ОУ субъекта Российской Федерации, в рамках реализации мероприятия «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» (рисунок 1).

Мониторинг включает следующие этапы:

  • разработка инструментария проведения экспертизы, включая разработку критериев оценки моделей, форм для сбора данных, требований к экспертам;
  • формирование экспертной группы с обязательным привлечением региональных представителей, обор экспертов осуществляется согласно разработанным критериям;
  • организация автоматизированного сбора данных с помощью разработанных форм;
  • оценка эффективности используемых в регионах моделей с учетом достижения запланированных значений целевых показателей, формирование экспертного заключения по итогам оценки;
  • принятие решений о возможности распространения модели в не менее 70% образовательных учреждений субъект Российской Федерации для достижения запланированных значений ключевых показателей во всех ОУ с учетом региональных особенностей.

Рисунок 1 – Схема бизнес-процессов проведения мониторинга на региональном уровне

На федеральном уровне осуществляется экспертиза эффективноcти реализации мероприятия «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» (рисунок 2).

Мониторинг включает следующие этапы:

  • разработка инструментария проведения экспертизы, включая разработку показателей и индикаторов оценки результативности реализации мероприятия по направлениям, форм для сбора данных, требований к экспертам;
  • формирование экспертной группы, обор экспертов осуществляется согласно разработанным критериям;
  • оценка результативности реализации мероприятия при комплексном изучении динамики достижения запланированных значений целевых показателей и индикаторов ФЦПРО и эффективности используемых в регионах моделей;
  • принятие решений о возможности распространения модели в не менее 70% образовательных учреждений субъекта Российской Федерации для достижения запланированных значений ключевых показателей во всех ОУ с учетом региональных особенностей;
  • подведение итогов реализации мероприятия.

Рисунок 2 – Схема бизнес-процессов проведения мониторинга на федеральном уровне

При принятии решения на федеральном уровне о целесообразности распространения модели в не менее 70% образовательных учреждений субъекта Российской Федерации для достижения запланированных значений ключевых показателей во всех ОУ региональными органами управления образованием осуществляется внедрение данных моделей и организовывается обучение на базе сформированных стажировочных площадок.

Таким образом, мониторинги на региональном и федеральном уровнях являются этапами взаимосвязанного комплексного анализа эффективности реализации мероприятия «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам».

Мониторинг мероприятий «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» и «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» проводится параллельно, что позволяет осуществить комплексный анализ следующих параметров:

  • эффективности достижения запланированных значений целевых показателей реализации ФЦПРО;
  • эффективности функционирования 32 стажировочных площадок по созданию системы управления качеством общего образования.

Анализ деятельности стажировочных площадок

Стажировочные площадки были сформированы в рамках выполнения мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» ФЦПРО. Создание 32 стажировочных площадок базировалось на Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.08.2011 №2184 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации – победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации в 2011-2013 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлениям «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и «распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

Методической поддержкой данной деятельности является Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.08.2011 г. № МД-1119/03 «О рекомендациях по организации работы стажировочных площадок в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011–2015 годы».

Схема проведения мониторинга деятельности стажировочных площадок представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Схема проведения мониторинга деятельности стажировочных площадок

Инструментарий для проведения мониторинга

В рамках мониторинга эксперты оценивают модели, используемые в регионах согласно следующим критериям:

Критерий 1 – функциональность типовой модели, разработанной регионом;

Критерий 2 – универсальность модели: возможность использования на разных уровнях образования;

Критерий 3 – уровень распространения модели в ОУ региона;

Критерий 4 – перспективы использования типовой модели всеми ОУ региона;

Критерий 5 – эффективность модели в части обеспечения достижения запланированных значений целевых показателей ФЦПРО в субъекте Российской Федерации.