Результаты экспертизы моделей систем управления качеством образования на основе информационно-коммуникационных технологий

В ходе проведения мониторинга реализации мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» для экспертизы системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам, основанной на информационно-коммуникационных технологиях, 32 стажировочными площадками была предоставлена информация о типовых решениях, используемых регионами.

Все типовые решения, предоставленные региональными стажировочными площадками, были оценены экспертами по следующим критериям:

  1. эффективность достижения целевых индикаторов ФЦПРО (Критерий 1);
  2. уровень нормативно-правового обеспечения для использования типового решения в регионе
    (Критерий 2);
  3. уровень обеспеченности методическими и научно-методическими разработками для обеспечения методической поддержки и проведения обучения при внедрении типового решения в регионе
    (Критерий 3);
  4. экономическая эффективность внедрения типового решения в регионе (Критерий 4);
  5. эффективность тиражирования модели системы управления качеством образования (Критерий 5);
  6. уровень открытости предоставления достоверной публичной информации (Критерий 6).

Для оценки по каждому критерию был разработан перечь соответствующих показателей, которые были сгруппированы и представлены экспертам в виде вспомогательной таблицы.

Для каждого типового решения оценка по всем критериям осуществлялась на основе сопоставления с аналогичными показателями типовых решений других регионов в пределах одной группы ТР.

Группировка выполнялась по показателю ФЦПРО, на достижение которого направлено ТР. В некоторых случаях отнесение ТР к определенной группе корректировалось экспертами по смысловому наполнению (направлению) ТР.

Для оценки применялся пятиуровневый классификатор эффективности:

1 – низкий уровень эффективности;

2 – уровень эффективности ниже среднего;

3 – средний уровень эффективности;

4 – уровень эффективности выше среднего;

5 – высокий уровень эффективности.

Далее экспертом рассчитывался общий балл путем нахождения суммы произведений баллов по каждому критерию на значение весовых коэффициентов критериев – «Общее количество баллов с учетом весовых коэффициентов».

Правило отбора лучших типовых решений по каждому направлению (однородной группе ТР) следующее: максимальное значение величины «Общее количество баллов с учетом весовых коэффициентов».

Группировка типовых решений выполнялась следующим образом:

Группа 1: Показатель ФЦПРО № 5 «Доля детей школьного возраста имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста» и Показатель ФЦПРО № 3 «Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, от общей численности школьников»;

Группа 2: Показатель ФЦПРО № 7 «Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей»;

Группа 3: Показатель ФЦПРО № 9 «Доля образовательных систем субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе стажировочных площадок, созданных для распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, от общего числа образовательных систем субъектов и муниципалитетов Российской Федерации»;

Группа 4: Показатель ФЦПРО № 10 «Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей»;

Группа 5: Показатель ФЦПРО № 11 «Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общей численности учителей»;

Группа 6: Показатель ФЦПРО № 12 «Доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе, дистанционно или в учреждениях профобразования, от общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях»;

Группа 7: Показатель ФЦПРО № 20 «Доля семей, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, от общей численности семей, имеющих детей школьного возраста»;

Группа 8: Показатель ФЦПРО № 21 «Доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, от общего числа образовательных учреждений»;

Группа 9: Показатель ФЦПРО № 24 «Количество уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования»;

Группа 10: другие типовые решения, не вошедшие в группы 1–9.

Для отбора лучших типовых решений (таблица 1) были проанализированы паспорта типовых решений, полученных от 32 субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в список лучших попали 13 типовых решений из 75, основанных на использовании ИКТ. По каждому лучшему типовому решению было сформировано экспертное заключение.

В качестве перспективных типовых решений экспертами были отмечены те, которые по величине «Общее количество баллов с учетом весовых коэффициентов» заняли вторые и третьи места (таблица 2). Указанные типовые решения, по мнению экспертов, могут быть рекомендованы к тиражированию с учетом соблюдения определенных рекомендаций, формируемых в экспертном заключении (индивидуально для каждого региона).

Таким образом, в данном пункте приведены наиболее успешные региональные модели систем по контролю качества общего образования, которые проанализированы и оценены экспертами. Описаны как типовые решения проекты, уже реализуемые во всех общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, так и перспективные модели, только апробируемые на базовых площадках.

Лучшие региональные типовые решения Перспективные региональные типовые решения