Информатизация столичного образования: перспективы нового учебного года

23.08.2013

Накануне нового учебного года особое внимание следует уделить информатизации столичного образования.

Вопрос: Насколько эффективно учебные заведения используют информационные технологии в образовательном процессе?

А.Ермолаев: В Москве достаточно большое количество школ, все абсолютно разные, есть те, кто очень активно, прогрессивно использует эти технологии, есть, кто не очень. Мы все это видим, постоянно беседуем со школами. Вчера была очередная встреча. Дело в том, что есть два типа школ. Есть те, кто полностью интегрировали информационные технологии, шагнули вперед и пытаются преподнести материал совершенно иным образом, более того, общаются с родителями дистанционно, ведут активность в интернете с точки зрения вообще представления своей школы и т.д. Есть школы, которые просто используют интернет-каналы, чтобы давать учебные материалы. Есть целый ряд школ, которые используют все, что мы им дали, только для того, чтобы при приезде проверки из департаментов выставлять всю эту технику, демонстрировать для фотосессии и потом ее убирать аккуратненько и ставить на место. Когда мы раздали каждому учителю по ноутбуку, некоторые сразу стали работать, а некоторые сказали: "Нет, от греха подальше я его поставлю - вдруг поломаю". Поэтому сейчас мы в принципе меняем подход и вместе с Департаментом образования к 1 сентября готовим несколько иной способ финансирования школ с точки зрения развития информационных технологий. Мы считаем, что базовый уровень насыщения от техники до каналов связи и чего-либо еще достигнут. Теперь уже должен быть исключительно индивидуальный подход в зависимости от школ.

Вопрос: Что изменит новый механизм финансирования в сфере развития цифровой экосистемы в школах?

А.Ермолаев: Я бы пошел немного от иного. Я бы сказал, что в принципе меняется подход, потому что это немного две разные вещи.

О подходе в целом. Понятно, что если посмотреть на Москву, даже не на образование в целом, то в городе есть целый ряд госпрограмм, которые направлены на те или иные направления - это "безопасный город", "здоровый город", "комфортный город", "открытый город". На самом деле когда мы активно в течение года беседовали с Департаментом образования, мы понимали, что каждый из этих элементов есть в школе. Именно поэтому мы меняем концепцию, и если мы говорим "комфортный город", то комфортная школа, если говорим "образованный город", то компетентная школа, если говорим "здоровый город", то здоровая школа, и в этом направлении мы собираемся двигаться.

Сейчас попробую объяснить каждое из отдельных направлений. Что подразумевает под собой комфортная школа? Комфортная школа подразумевает возможность, в первую очередь для тех родителей, кто хочет записать ребенка в школу, сделать это дистанционно - 24 на семь, в выходной день, сидя на диване, найти школу, написать туда заявление или же, сидя на этом же диване, узнать, какое есть допобразование в городе, записать ребенка в кружок или посмотреть, как ребенок учится, опять-таки сидя на диване. Эта возможность действительно достичь комфорта, чтобы информировать родителей о том, что происходит в школе, это возможность довложить деньги на карточку ребенка, то есть ребенок ушел с утра пораньше, вы забыли дать ему денег на питание, вы можете удаленно зачислить ему деньги на карточку и он спокойно питается в школе. Это дает определенный комфорт. Почему это комфортная школа? Потому что это комфорт родителя, а значит, и комфорт ребенка.

Когда мы говорим о компетентной школе, то есть образованной школе, мы, конечно, говорим о том, что когда мы создали инфраструктуру, теперь можно постепенно переходить к индивидуальным траекториям обучения. Здесь будет разрабатываться целый ряд продуктов, централизованных в первую очередь, которые будут позволять использовать всю эту технику для того, чтобы доносить до ребенка предмет с той степенью детализации, на которую он способен как физически, так и морально. Что касается компетентной школы, то с ней связано развитие допобразования.

У нас с вами была комфортная школа, компетентная школа, теперь поговорим немного о здоровой школе. Достаточно много инвестируется сейчас в органы системы здравоохранения. Как вы знаете, вместо 800 лечебно-профилактических учреждений теперь 46, которые объединяют маленькие поликлиники с более крупными, с диагностическими центрами, с больницами. Эта же система должна абсолютно так же работать на наших детишек, которых 1 млн 200 тыс. в школах учится. Это большая часть застрахованного населения. В рамках системы здравоохранения в городе мы внедряем от записи на прием к врачу и заканчивая электронной медицинской картой. Наличие электронной медицинской карты важно детям как никому. Как правило, здоровье формируется и, к сожалению, портится именно в школе, поэтому очень важно мониторить, что со здоровьем будет происходить. Поэтому большое внимание будет уделяться именно с точки зрения работы с медицинскими картами, с диспансеризацией, вакцинацией, как это учитывается, и чтобы информация с ребенком переходила из школы в школу и близлежащие медицинские учреждения с легкостью имели бы доступ к информации, оперативно могли реагировать и концентрировали ту технику, которая необходима живущим здесь детям. К примеру, если 10% астматиков находятся в этой школе, то в ближайшей поликлинике, к которой приписана школа, должно быть все необходимое оборудование. Поэтому "Здоровая школа" для нас крайне важна с точки зрения информатизации информационных потоков.

"Добрая школа" - мы очень много говорим об инклюзивном образовании. Город достаточно много инвестирует в дистанционные системы для обучения детей-инвалидов на дому, но при этом мы говорим о том, что, конечно же, нам надо адаптировать классы и все, что с этим связано, чтобы больше было инклюзивного обучения непосредственно на месте. Поэтому наша задача, используя соответствующе, начиная от интерактивных досок, их адаптировать под работу, заканчивая индивидуальными средствами, которыми мог бы пользоваться инвалид непосредственно в классе.

Отдельное направление - это "безопасный город" и есть безопасная школа. Это отдельная и крайне важная для нас тема, потому что эта территория должна быть однозначно 100-процентно безопасной. Именно поэтому город достаточно много проинвестировал в видеонаблюдение в школах. Видеокамеры установлены в каждой школе - на входе, на выходе, на территории внешних спортивных площадок. Четыре камеры проинвестировал сам город, а еще четыре - сам ЧОП, который охраняет эту территорию и эту школу. Наша задача, чтобы никто посторонний не находился на территории школы и уж тем более в самой школе, и это должна быть закрытая территория.

Второй момент безопасности состоит в том, что вы как родители тоже должны быть в безопасности, именно поэтому мы и говорим о системе SMS-информирования и так называемой системе прохода по карте питания, это когда каждому ребенку выдается карточка, он ее на входе прикладывает и родитель получает SMS о том, во сколько пришел ребенок, во сколько ушел. Это один из популярных сервисов сейчас, потому что 70-80 тыс. SMS уходит в сутки о проходе детей в школы. Это даже больше по количеству SMS, чем по парковкам.

Вопрос: Но пока еще не все школы имеют такое оборудование?

А.Ермолаев: Нет, сейчас оборудовано где-то чуть больше 200 школ, а еще блок из 500 школ будет оборудован в этом году, то есть мы покроем. Соответственно, безопасность очень важна, спокойствие детишек, родителей и всего города в целом.

И последнее - это открытая Москва, и соответственно "открытая школа". Что такое "открытая школа"? Для нас это возможность получать в открытых источниках. В первую очередь в интернете достоверные данные со всей статистической информацией по школе.

И здесь крайне важно, чтобы публиковалась актуальная информация как в машиночитаемом виде, так и в не машиночитаемом виде. Это первая часть "Открытой школы". Вторая "Открытая школа" для нас, как для управленцев, для города - это четкое понимание, сколько и на что тратит деньги школа, какова реальная зарплата у преподавателей, какова - у административного персонала, как устроена система материально-технического обеспечения. Нам нужна прозрачность школы внутри с точки зрения управления, чтобы если что мы могли соответствующим образом вмешиваться.

Напомню, что очень многие вещи, связанные с открытостью школ, влияют на их финансирование. Когда мы совместно с Департаментом образования вводили систему "Запись в первый класс", а также в принципе систему "Контингент", то есть учет всех учащихся, когда мы сделали это максимально прозрачным для самих себя, Департамент образования эффективно сэкономил на этом порядка 5 млрд руб. Теперь он может их пустить на те реальные необходимости, которые нужны школам. Мы избавились от целого ряда "мертвых душ", непонятно где зависших средств, и разгону этого маховика помогает как раз "Открытая школа".

Теперь с точки зрения финансирования. В рамках всех этих направлений мы теперь работаем со школами индивидуально. В первой учебной четверти планируем с коллегами и сейчас заканчиваем обсуждение проекта так называемой "Школы новых технологий". Это фактически переход финансирования на заявочный принцип, когда мы говорим о том, что школа сама по себе заявляет: "Я хочу, чтобы город вложился в мою информатизацию или в оснащение ИКТ средствами", при этом он описывает, подо что именно. Соответственно, мы анализируем, как школа работала с информационными технологиями до этого, то есть на их трафик в интернете, то есть где они сидели, как использовалась техника. Мы здесь будем (как бы правильно слово подобрать) не аттестовывать, мы будем тестировать на предмет знания вообще базовых ИКТ-навыков. После получения представления о том, что из себя представляет школа, будем анализировать программу, на что они собираются инвестировать. Мы будем отбирать на первом этапе порядка 20 школ, а на втором этапе - 200 школ.

Более полная информация доступна по адресу presscentr.rbc.ru